Банкир.ру,
16 июня 2011 г.
Роман Голубев: «Риски потери товара при перевозках достаточно высоки» 1960 просмотров
Начальник Отдела страхования сырьевых грузов Управления страхования грузов Департамента корпоративного бизнеса компании «Ингосстрах» Роман Голубев рассказал в интервью Bankir.Ru о самом крупном убытке в российской истории страхования грузов, какой груз наиболее подвержен рискам, связанным с кражами, грабежами, разбойными нападениями и как чудесным образом исчезают грузы из неповрежденных контейнеров.
- Судя по перечню на сайте вашей компании, есть два основных типа рисков для любого груза - стихия и человеческий фактор. Какое "ружье" "выстреливает" чаще?
- Я бы посмотрел на этот вопрос в несколько иной плоскости. Скажем так: есть объективные и субъективные риски. К первым следует отнести все, что связано с природой, ее проявлениями и последствиями этих проявлений. К таким рискам относятся возможные утрата, гибель, повреждение груза в результате шторма, бури, вихря или других стихийных бедствий. Человеческий фактор как причина потерь здесь полностью отсутствует. А вот субъективные риски как раз и являются следствием воздействия последнего. Сюда можно отнести дорожно-транспортные происшествия, столкновения, крушения, противоправные действия третьих лиц.
- То есть, куда ни кинь, везде клин?
- Грузоперевозки, независимо от их вида - довольно рискованный для грузовладельца процесс. В момент перевозки груза его состояние и сохранность попросту невозможно контролировать на все 100%. В дороге любого грузовладельца поджидает множество рисков, связанных со злым умыслом, противоправными действиями третьих лиц, происшествиями и несчастными случаями или воздействием природных сил. Характер потерь во многих случаях напрямую зависит от вида транспортировки. К примеру, при автоперевозках большинство убытков связаны с человеческим фактором, а точнее, являются следствием аварий, противоправных действий: кражи, грабежа, разбойных нападений. А вот в области страхования морских поставок грузов причиной убытков часто являются стихийные бедствия.
- Какой транспорт при перевозке грузов является самым опасным и приносит самый большой "урожай" страховых случаев?
- В России самым опасным видом транспорта были и остаются автомобильные перевозки. И дело здесь не столько в специфичном отношении наших граждан к правилам дорожного движения, хотя и этот фактор имеет определенное значение. Основополагающую роль играет криминогенная обстановка и экономическая составляющая. «Урожай» страховых случаев при автомобильных перевозках грузов богатый. Количество страховых случаев, связанных с грабежами, разбоями, кражей товара или пропажей целой фуры, в последние 2-3 года не уменьшается. Думаю, что это во многом является отголоском экономического кризиса 2008-2009 годов. Он будет еще долго напоминать о себе страховщикам.
- Если приходится выплачивать страховку, значит, пропажу компетентные органы не находят?
- Не совсем так. Даже если груз впоследствии и нашелся, он может быть уже поврежденным или частично отсутствовать и т. п. В таких случаях все равно работает механизм страхования, поскольку возмещаются все фактические убытки.
Многие эксперты отмечают, что каждый день на российских дорогах пропадают без вести, подвергаются разбойному нападению или хищению груза несколько фур. Такое положение дел лишь усугубляется огромными расстояниями, на которые в России совершаются автоперевозки. Такие убытки, как потеря товара в результате кражи, грабежа, разбойного нападения, пропажа без вести транспортного средства с грузом —очень распространены и, увы, зачастую фатальны для грузовладельцев.
- И какие именно грузы самые «аппетитные» для преступников?
- В каждом конкретном случае степень риска зависит не только от таких очевидных факторов, как наличие охраны, время, расстояние и маршрут перевозки, но и, к примеру, от самого груза. Наиболее опасные с точки зрения возможных убытков грузы, по оценке наших экспертов, - товары народного потребления. В первую очередь, алкоголь, табачная продукция, продовольственные товары. Сравнительно часто кражам, хищениям и разбойным нападениям подвергаются фуры, перевозящие бытовую технику и электронику. Как ни странно, нередки случаи пропажи транспортных средств, перевозящих, например, металлы, металлическую продукцию.
Но бывают и необычные кражи. Помню, в 2007 году во время автомобильной перевозки был похищен груз запорной арматуры общей стоимостью около $415 тыс. Такой товар довольно затруднительно быстро сбыть на рынке, поэтому остается только догадываться, чем обусловлен столь экзотический выбор преступников.
- Компания "Ингосстрах" страхует перевозку различных грузов уже полвека, предусмотрено все, и страховщика трудно чем-то удивить. Есть ли риски, которые появились не так давно или совсем недавно и считаются новинками в страховании перевозки грузов?
- Подобные риски практически не встречаются. Однако, вы правы, за продолжительное время своей деятельности мы столкнулись с рядом действительно экзотических случаев. Так, например, бывают ситуации, когда обнаруживается недостача груза в опломбированном контейнере или фуре. Чудеса буквально: пломбы на замках целы, следов проникновения в транспортное средство нет, а груза меньше, чем было погружено в транспортное средство в пункте отправления!
Среди экзотических рисков можно назвать еще и так называемое внутритарное повреждение оборудования, когда упаковка не содержит следов воздействия, а при её вскрытии обнаруживается, что груз поврежден.
- Неужели страховщики не учитывают подобную «экзотику» в стоимости страховки?
- Любой страховщик должен очень аккуратно подходить к вопросу принятия экзотических рисков на страхование. Однако сегодняшние реалии отечественного рынка страхования грузов таковы, что, во-первых, клиент имеет возможность диктовать свои условия в отношении расширения страхового покрытия и перечня рисков. А, во-вторых, острая конкуренция на рынке вынуждает страховщиков идти на некоторые компромиссы и брать на себя дополнительную ответственность. Что касается компании «Ингосстрах», то мы всегда руководствуемся принципом разумности при принятии рисков на страхование, поскольку полагаем, что основой деятельности страховщика должны являться профессионализм и неукоснительное выполнение обязательств перед партнерами.
- Какова была максимальная страховая выплата по страхованию грузов за всю историю компании?
- На этом вопросе следует остановиться отдельно. В 1998 году ОСАО «Ингосстрах» выплатило крупнейшее возмещение за всю историю страхования грузов в нашей стране. Его сумма составила $56,2 млн. Причиной убытка явилось падение в декабре 1997 года в Иркутске военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» с двумя истребителями Су-27 УБК на борту. Благодаря высокому профессионализму сотрудников компании и надежной перестраховочной защите страховой случай был урегулирован своевременно, а возмещение выплачено в полном объеме.
- Повезло владельцу груза - страховку получил. Я тогда жила в Иркутске и своими глазами видела жилые дома, разрушенные упавшим самолетом. Кстати, после этого случая в регионе стали больше страховать имущество на случай падения летательных аппаратов. А за последние десять лет какие были крупные выплаты? И при каких обстоятельствах «случилось страшное»?
- Что касается крупнейшей выплаты последних лет, то здесь следует привести пример, наглядно иллюстрирующий необходимость страховой защиты в сфере автомобильных перевозок. В 2009 году компания выплатила возмещение в размере 33,6 млн. рублей по убытку, связанному с хищением груза в результате разбойного нападения.
- А самые распространенные страховые случаи при перевозке грузов?
- Для каждого вида перевозок характерны свои часто случающиеся страховые события. Например, железнодорожные перевозки традиционно являются одними из наименее рискованных видов транспортировки грузов. Однако и здесь возможны случаи крушения, схода с рельсов целых составов, недостачи, утечки жидких грузов, повреждения товаров.
При транспортировках морем имеют место случаи смешения или загрязнения навальных и насыпных грузов. Кроме этого возможны подмочки товара морской или пресной водой, не говоря уже о гибели перевозимого товара в результате кораблекрушения.
- В книжке Дейла Карнеги рассказывается, как один из американских миллиардеров едва не довел себя до инфаркта из-за страховки. Сначала он отправил груз морем, сэкономив на страховании. А потом узнал о плохом метеорологическом прогнозе и сильном шторме на пути следования. Едва дождался утра, срочно застраховал груз. А потом, когда все закончилось благополучно, и корабль не попал в шторм, рвал на себе волосы, что оплатил страховку. В каких случаях в основном работает клиентский страх, а вероятность наступления страхового случая на самом деле минимальна?
- Рассуждать подобным образом не правильно. Дело в том, что вероятность наступления страхового случая существует всегда. Безопасность того или иного груза в пути следования зависит от того, как организован сам процесс перевозки, какого транспортного оператора выбрал грузовладелец, насколько технически исправно используемое для перевозки транспортное средство, организовано ли охранное сопровождение груза и т. п.
Очень важным моментом является отношение самого клиента к институту страхования. Чаще всего встречаются две категории страхователей: формально подходящие к данному вопросу и клиенты, стремящиеся эффективно управлять рисками своей коммерческой деятельности. Первые - не видят смысла в страховании. Они если и страхуют грузы, то только из-за того, что их к этому вынуждают обстоятельства: международные нормы, условия договора или пожелания контрагента. А грамотные управленцы рассматривают страхование как эффективный инструмент защиты своих финансовых интересов. Такой подход оправдан, поскольку практика показывает, что вероятность финансовых потерь существует всегда, и только страховой полис может гарантировать стабильное развитие.
Например, западные компании повсеместно пользуются услугами страховщиков, справедливо полагая, что институт страхования является неотъемлемой и очень важной составной частью бизнес-процессов. К глубокому сожалению, значительная часть российских предпринимателей и топ-менеджеров пока не рассматривают данный механизм в качестве наиболее эффективной формы защиты активов.
- И какой груз клиент страхует обязательно, а какой - почти никогда? И есть ли груз, который вы не возьметесь застраховать?
- В данном случае следует говорить об обязанности той или иной стороны торгового контракта осуществить страхование поставки груза. В частности, условия поставки CIF, подразумевающие страхование груза, содержат обязательства продавца товара осуществить страхование в пользу покупателя.
Что касается грузов, которые мы не возьмемся страховать, то здесь опять же необходимо учитывать детали риска, а также отношение грузовладельца к организации процесса перевозки. Если клиент выбирает непонятного транспортного оператора с сомнительной репутацией, отправляет груз по одному из самых опасных маршрутов, не соблюдая основных требований к сохранной доставке груза, то страховщику стоит хорошо подумать о целесообразности принятия данного риска на страхование.
- О чем хороший страховщик всегда предупредит клиента?
- Хороший страховщик всегда выступает в роли консультанта. После тщательного изучения сделки: условий контракта купли-продажи, выбора транспортного оператора, организации самой перевозки; грамотный страховщик всегда посоветует, каким образом минимизировать риски и избежать катастрофических убытков.
- Что нельзя признать страховым случаем? Как часто возникают подобные споры с клиентами?
- Во-первых, в практике страхования существуют стандартные исключения, которые не признаются страховыми случаями. К ним относятся, в частности, умышленные действия страхователя или его представителей, радиационное заражение груза, естественные свойства груза. Не возмещаются убытки в результате военных действий, вооруженных конфликтов и политических переворотов, если подобные риски не были оговорены в договоре страхования отдельно.
Возникновение споров в отношении убытков, не возмещаемых по условиям страхования – явление довольно редкое, если страховщик все грамотно объясняет клиенту. Здесь все зависит, во-первых, от профессиональной квалификации представителя страховой компании, а во-вторых, от желания клиента разобраться в условиях предлагаемого страхового покрытия.
Инна РУКОСУЕВА, Bankir.Ru
Вся пресса за 16 июня 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Выплаты, Страхование грузов, Управление риском
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|